ВОСПИТАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ АКТИВНОСТИ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАСТНИКОВ В САМОДЕЯТЕЛЬНОМ ТЕАТРАЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ РУКОВОДСТВА САМОДЕЯТЕЛЬНЫМ ТЕАТРАЛЬНЫМ КОЛЛЕКТИВОМ

 

Режиссура самодеятельного коллектива - это особый род культурно-просветительной деятельности. Ее задачей является организация самого процесса коллективного творчества, где постановка спектакля, сценическое обучение неразрывно связаны с режиссурой самой жизни коллектива, «режиссурой личности», формированием активной жизненной позиции участников самодеятельного театра. С чего начинается самодеятельный коллектив? На этот вопрос можно ответить так - с режиссёрского замысла коллектива, где чётко определена его общественная, гражданская и художественная цель и пути ее достижения. Режиссёру важно самому видеть дальний результат общей театральной работы и сделать его зримым, ощутимым для всех участников театра. И с первой же репетиции нужно дать участникам общее задание, первое реально ощутимое дело, нужное всем - и театру, и зрителю. И главное - самому режиссёру для осуществления своей активной гражданской позиции. Если приход режиссёра в театр объясняется лишь желанием краткосрочной работой наладить свои житейские дела - «перебиться», пока случай не даст иной возможности, если он надеется, что в самодеятельном коллективе можно работать вполсилы или скрыть свою профессиональную недостаточность, то дело обречено на провал. Может быть, на первых порах режиссёру и удастся заинтересовать коллектив и даже поставить удачный спектакль, но рано или поздно обнаружится внутреннее несоответствие между его скрытыми житейскими устремлениями и духовными потребностями участников коллектива, которые пришли к нему как к духовному наставнику и ждут прежде всего активной гражданской задачи, самостоятельной жизненной и художественной позиции.

Если народный театр, который создаёт режиссер, действительно является делом его жизни, его призванием, если его действительно влечёт творческое общение с людьми, увлекает формирование человеческих душ, и он чувствует, что только здесь он может высказать себя как гражданин и художник, тогда можно смело идти на первую репетицию, люди ему поверят и будут работать с ним, помогая во всём; Важно, чтобы с первой встречи с руководителем каждый участник сразу представил себе всю перспективу общего дела, понял свою личную задачу и личную ответственность за его осуществление. Самодеятельное театральное творчество существует в разнообразных видах и формах. Каждый самодеятельный коллектив индивидуален по своим творческим устремлениям и способу внутренней организации. Но в то же время мы можем выделить три общих принципа самодеятельного театра, определяющих его жизнеспособность и общественную активность.

I.   Принцип жизненной обусловленности.

II. Принцип единства общественного, художественного и нравственного действия.

III. Принцип самодеятельности творчества.

Принцип жизненной обусловленности

«Самодеятельный театр рождается жизненной потребностью, существует «внутри» жизненного процесса и имеет жизненную цель». Попробуем расшифровать этот тезис.

У каждого самодеятельного коллектива своя история развития, но для того, чтобы возник самодеятельный коллектив, вначале должна появиться общественная необходимость в его создании в данном месте, в данное время. Участие в самодеятельном коллективе добровольное. Только действительный личный интерес, личная потребность приводит человека на репетицию, заставляет его отдавать самодеятельному театру годы, десятилетия. Но личные интересы участников еще не могут определить творческую судьбу и жизнеспособность коллектива. Важно, чтобы эти личные стремления отвечали общественным потребностям той среды, в которой театр рождается и существует.

Руководитель коллектива и его участники должны знать, чего от них ждут будущие зрители, и строить свою деятельность, учитывая духовные потребности людей своего села, города, заводского коллектива. В данном месте может плодотворно существовать лишь такой самодеятельный коллектив, который нужен именно здесь, точно определяя свои Местные  культурно -просветительские задачи и отвечая на них выбором Репертуара, формой организации внутренней жизни коллектива и его Общественной деятельности, способом общения со зрителем, всем своим театральным творчеством.

В результате театральный коллектив приобретает индивидуальные черты, неповторимые особенности, которые отражают его органическую связь с окружающей жизнью.

Когда нарушается это условие ЕДИНСТВА ИНТЕРЕСОВ ОБЩЕСТВА И УЧАСТНИКОВ КОЛЛЕКТИВА, и их стремления расходятся с потребностью общественной среды, исчезает сама жизненная основа существования самодеятельного театра и, теряя живые связи с реальными событиями и окружающими людьми, он становится не нужен зрителю и неизбежно разрушается.

Участники самодеятельного театра приходят на репетицию после рабочего дня, для них театральное творчество - естественное продолжение основной деятельности. Сегодняшние события, проблемы, заботы - это РЕАЛЬНЫЕ КОНКРЕТНЫЕ УСЛОВИЯ репетиции. Сценическая, театральная работа здесь неразрывна с осмыслением волнующих проблем, а сама репетиция - прежде всего ФОРМА ОБЩЕНИЯ людей, увлеченных общим театральным делом. ДЕЙСТВИЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ находится как бы «ВНУТРИ» ЖИЗНЕННОГО ДЕЙСТВИЯ участников самодеятельного коллектива, активно формирует их нравственный и духовный мир, даёт заряд новой общественной активности, которая рождает новые жизненные проблемы, вопросы. Появляется новая потребность в общении с товарищами в театральном коллективе. Самодеятельный театр живёт, пока происходит это «КРОВООБРАЩЕНИЕ»: ЖИЗНЬ - ТЕАТР, ТЕАТР - ЖИЗНЬ. Как только содержание театральной работы в драмколлективе «выпадает» из круга жизненных интересов участников, сразу ослабевает их потребность в театральном творчестве.

Здоровый коллектив обычно преодолевает эти кризисные моменты, уточняя и обостряя свои общественные задачи, ищет более активные и увлекательные формы связи театра с реальной жизнью. Эта проверка жизненного пульса самодеятельного театра происходит непрерывно.

Ведь окружающая жизнь находится в постоянном развитии, она создает, новые неожиданные ситуации, проблемы, требующие от театра ответ творческого действия. Самодеятельное театральное творчеств становится постоянным процессом установления связей театрального действия с реальными событиями дня, с жизнью участников коллектив Здесь важен не только дальний результат - спектакль, но и общественная нравственная отдача от каждой репетиции. Коллектив, где репетиции ведутся в отрыве от жизненных событий, стремящийся только к сценическому результату, сразу вступает противоречие с принципами самодеятельного творчества и вызывает1; их обратное действие. События, происходящие за стенами репетиционной комнаты, внутри коллектива, неизбежно врываются в театральную работу, но теперь они уже не питают творческий процесс, а разрушают его.

Любое искусство неразрывно связано с жизнью. Но для профессионального актера театр является главным делом его жизни, окружающие события, его собственное участие в них являются для профессионального художника как бы материалом сценического творчества. Жизненная активность артиста выражается, прежде всего, на сцене, в спектакле. Действие жизненное на репетиции профессионального театра существует как бы «внутри» сценического. Общественная задача самодеятельного театрального творчества -воспитание духовно активной личности, но свою активность личность может проявить только в коллективной творческой деятельности, имеющей ясную общественную цель.

В театре самодеятельном эта конечная цель находится за пределами сценического результата репетиции, спектакля - в сфере самой жизни. Ради жизни идет здесь формирование души человека, копится духовное богатство, раскрываются творческие возможности тех, кто пришёл строить театр.

Конечно, самодеятельный театр формирует и своего зрителя, но для того, чтобы этот процесс был эффективным, он сам должен стать средоточием духовно богатых и общественно активных личностей, способных передать накопленное богатство другим. Поэтому вся творческая и общественная деятельность самодеятельного театра должна рассматриваться, в первую очередь, с точки зрения выполнения основной задачи - воспитания театром. Процесс формирования личности нельзя подменить ни прекрасной организацией   театрального  дела,   ни   связью   с   различными организациями, ни участием в массовых действиях, ни установлением различных связей со зрителем.

уровень творческой работы на репетициях, уровень постижения художественной глубины произведения искусства, участие в творческом процессе и увлеченность им - все это и многое другое, что обуславливает сценический результат репетиции и спектакля, становится фундаментом, на котором возможно возникновение подлинной общественной пользы театра и пробуждение ощущения этой пользы у участников коллектива. А это очень важно. Только ощущение общественной полезности своего дела может побудить человека к раскрытию творческих способностей, к активному выражению своей жизненной позиции. Не случайно после спектакля у участников и зрителей часто возникает потребность встретиться друг  с другом и продолжить разговор о жизненных проблемах, поднятых на сцене, посоветоваться, как их решать в жизни. Общественное дело театра осуществляется на каждой репетиции, оно выражается в том духовном влиянии, которое оказывают ее участники на окружающую жизнь, в их делах и поступках.

Многообразие общественных задач требует от самодеятельного театра владения самыми разнообразными способами и формами массового театрального действия. Самодеятельный театр, живущий полнокровной общественной жизнью, не ограничивает себя традиционными формами театрального спектакля. Он свободно владеет искусством массовых представлений, агитбригад, тематических концертов. Спектакли такого коллектива, следуя традициям народного театра, строятся обычно в открытых формах связи со зрителем. Они органично вписываются в жизненный круг и на сцене дворца культуры, и на уличной площади, и в рабочем общежитии.

Принцип единства общественного, художественного и нравственного действия

Осуществление творческого процесса самодеятельного театра происходит только в единстве общественного, художественного (театрального) и нравственного действия режиссера и всех участников коллектива.

Общественное действие репетиции выражается в воздействии режиссёра на коллектив и ответных действиях коллектива. ЦЕЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО ДЕЙСТВИЯ РЕПЕТИЦИИ становление коллектива, пробуждение гражданской активности каждого участника, подчинение его личных интересов интересам общего дела.                                                                   

Важная особенность общественного действия в самодеятельном коллективе в том, что организующую роль здесь выполняют органы самоуправления: избранный коллективом Совет театра распределяет общественные обязанности между всеми участниками, планирует общественные мероприятия. Режиссеру, руководителю театра, нужно всячески поддерживать это самодеятельное начало в решении общественных дел. Излишнее «администрирование» здесь так  же вредит общему делу, как и стремление некоторых руководителей лично организовывать и выполнять общественные дела. НРАВСТВЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ РЕПЕТИЦИИ выражается в воздействии режиссера на личность участника коллектива и ответной реакции личности, т.е. ее внутренней духовной работе по переоценке жизненных стремлений и взглядов, преодолению своих недостатков и т.д. Цель нравственного действия - формирование активной жизненной позиции человека, всестороннее раскрытие его творческих способностей, самосовершенствование.

Нравственное действие репетиции неразрывно связано с действием общественным, так как активность личности проявляется прежде всего в полезных общественных делах, в плодотворном влиянии на окружающую жизнь, в утверждении гражданской и нравственной позиции своего театрального коллектива. Само участие в театральном творчестве, даже самое активное, еще не является показателем подлинной гражданственности. Важен внутренний мотив этой активности - ради чего ты пришел в самодеятельный коллектив, ради чего репетируешь данную роль, спектакль. Потребительские интересы несовместимы с самодеятельным творчеством, постоянная борьба с потребительским отношением к искусству и жизни становится главным «сквозным» воспитательным действием коллектива и режиссера. До сих пор мы говорили только об общественном и нравственном действии режиссера, коллектива и личности, но эти жизненные взаимосвязи и конфликты существуют в любом коллективе -производственном, студенческом, школьном. Отличие самодеятельного театрального коллектива в том, что свое общественное и нравственное действие он осуществляет прежде всего в процессе театрального творчества, в работе над спектаклем, то   есть В ДЕЙСТВИИ ХУДОЖЕСТВЕННОМ.

Таким образом, творчество самодеятельного театра мы должны рассматривать как единый процесс общественного, нравственного и художественного ДЕЙСТВИЯ.

Принцип самодеятельности творчества

Работа самодеятельного театра осуществляется добровольным участием личности в коллективной творческой деятельности. Формирование  активной,  духовно  богатой  личности  -  цель самодеятельного театра.

Однако руководитель коллектива может лишь создать условия для совершенствования личности, а реализовать эти возможности может только сам участник коллектива ДОБРОВОЛЬНО, принимая условия театрального творчества и активно участвуя в нём. Добровольность участия обуславливается единством личных жизненных интересов и коллективной цели театра. Если спросить у руководителя в период между репетициями, существует ли в данный момент ваш коллектив, однозначно ответить на этот вопрос трудно. Условно, формально существует - в планах клуба, в репертуарной афише, в уставе Совета. А в реальной жизни мы можем говорить о существовании театрального коллектива, если в период между занятиями его участники не порывают добровольные внутренние связи с театром, испытывают жизненную потребность в предстоящей репетиции. Только очередная репетиция может реально подтвердить жизненный факт существования театра. В данный момент самодеятельный театр существует таким, каков он в сегодняшнем добровольном творческом действии участников. Процесс становления (и разрушения) театрального коллектива происходит постоянно - это объективное условие самодеятельного творчества. Чем активнее, долговременнее, стабильнее добровольный интерес участников к театру, тем глубже и эффективнее его общественное воздействие Театр-искусство коллективное, осуществление театрального дела требует усилий многих людей, выполняющих самые различные функции в подготовке спектакля. 

Успех самодеятельного театра зависит от участия личности в коллективном деле. Человека приводят в театр личные интересы, хочет иметь от театра определенную жизненную пользу. Но приобрести здесь можно, только отдавая свои духовные и физические силы коллективной работе, выполняя любое порученное тебе творческое  дело как лично необходимое. Организация коллективной творческой и общественной деятельности самодеятельного коллектива строится на основе САМОУПРАВЛЕНИЯ, добровольного подчинения принятым этическим нормам. Формы самоуправления многообразны и индивидуальны. Руководитель коллектива помогает участникам найти свою, органически присущую данному коллективу форму самоуправления. Но, направляя работу выборных органов Совета театра, ОН НЕ ПОДМЕНЯЕТ ИХ ФУНКЦИЙ  и всячески поощряет их самостоятельность.

Руководитель сам добровольно подчиняется Уставу театра, выполняет задания Совета, решения общего собрания.

Мы убеждены, что только безусловное подчинение гражданским и нравственным нормам коллективного дела даёт режиссёру личное право на руководство театром. Если режиссёр сам нарушает нормы самодеятельного творчества и личные мотивы его поведения расходятся с его же требованиями к коллективу, он теряет доверие участников и подрывает их добровольный интерес к общей работе.

РЕЖИССУРА РЕПЕТИЦИОННОГО ДЕЙСТВИЯ

Нам кажется, что существует недооценка специфики репетиционного процесса в самодеятельном театре. Репетиция в самодеятельном театре имеет особое значение как самостоятельное театральное и жизненное действие, в процессе которого создаётся спектакль, строится коллектив, формируется личность. Постоянно изменяющиеся жизненные обстоятельства требуют от театра новых   отношений.   Эти   действия   режиссёра   и   коллектива, осуществляющие    связи    сценических    задач    с    реальными обстоятельствами и событиями, с актуальными проблемами дня, мы называем РЕПЕТИЦИОННЫМ ДЕЙСТВИЕМ.

Репетиционное действие отличается от сценического. Сценическое действие условно, оно происходит в предлагаемых обстоятельствах пьесы; репетиционное действие происходит в реальных обстоятельствах жизни. Репетиционное действие организует и направляет сам процесс коллективной творческой деятельности театра, связывает работу над спектаклем с жизнью общества, театрального коллектива и личности. Цель репетиционного действия ДВУЕДИНА. Как действие театральное, оно направлено к постижению поэтического мира пьесы, идеи автора, к поиску сценических средств ее выражения. Как действие жизненное, оно стимулирует личную сопричастность участников репетиции нравственным и гражданским идеалам автора.

Репетиционное действие - продолжение жизненной деятельности участников, оно вызывается их жизненной потребностью, происходит в реальных ситуациях жизни общества, театрального коллектива и личности и зависит от них. Эти жизненные ситуации, предшествующие репетиции, назовём жизненным ПРЕДДЕЙСТВИЕМ. С момента первого режиссёрского задания начинается само РЕПЕТИЦИОННОЕ ДЕЙСТВИЕ, которое связывает жизненные ситуации с действием сценическим, с поэтическими обстоятельствами пьесы. С окончанием репетиции ее ПОСЛЕДЕЙСТВИЕ снова уходит в жизнь. Оно выражается в отношении участников к своей повседневной деятельности, к окружающим людям, событиям общественной и культурной жизни, в их гражданской активности, которая вызывает потребность в новой встрече с театром, т.е. начинается ПРЕДДЕЙСТВИЕ очередной репетиции.

Действующие силы репетиции

Все участники репетиции являются ее действующими лицами, независимо от занятости в репетируемой сцене. Организует и направляет репетиционное действие режиссер - руководитель самодеятельного коллектива. Режиссер побуждает коллектив к творческому действию, требует внутренних преодолений, переоценок, поисков. Участники репетиции реагируют на режиссерские задания ответными действиями в свою очередь воздействуя на режиссера. Участники коллектива действуют на репетиции как отдельные личности и как группы объединенные общим стремлением.

Общим делом театра является постановка спектакля, поэтому в треугольника человеческих связей «режиссер - коллектив театральная личность» мы должны поставить драматическое произведение, а автора, который становится необходимым участником репетиционного общения, побудителем репетиционного творчества. Автор посредством произведением, пьесой.

Проникновением участников репетиции в мир пьесы открывает жизненную энергию поэтической идеи автора, вызывает АВТОРСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ТЕАТР, сила которого прямо зависит от нравственной активности УЧАСТНИКОВ РЕПЕТИЦИИ. Чтобы проникнуть в мир пьесы нужно жить сегодняшними жизненными проблемами и искать новые авторской идеи со своими собственными мыслями и поступками. Но репетиционное действие ведёт и организует режиссёр. режиссёрского действия не может возникнуть и авторское воздействие на театр. Поэтому  художественный процесс репетиции мы должны представить как тройное взаимодействие: Режиссер - автор - коллектив. Режиссер - автор - личность. Таким образом, художественное авторско-режиссёрское действие. охватывает и связывает между собой весь творческий процесс репетиции. Его сердцевиной, генератором творческой энергии репетиции становится общая гражданская и нравственная СВЕРХЗАДАЧА АВТОРА И ТЕАТРА.

Как только репетиция уходит от общей жизненной сверхзадачи, отрывается от пьесы, от авторской идеи, позиции театра, сразу теряется жизненная основа творческого процесса, нарушается единство системы связей, возникают репетиционные конфликты, приобретающие нетворческий, потребительский характер. И тогда режиссеру необходимо снова вернуть участников репетиции к автору, к общественным и нравственным проблемам жизни, ради которых театр ставит спектакль.

Основные моменты режиссуры репетиционного действия

ЗАМЫСЕЛ РЕПЕТИЦИИ занимает особое место в связи с особенностями работы самодеятельного театра. Очень часто мы не имеем замысла репетиции. Вернее, имеем, но только в той части, которая связана с работой над пьесой. А сложность работы режиссёра народного театра заключается в том, что процесс постановки спектакля нерасторжим с процессом формирования коллектива.

Каждая репетиция - часть единого процесса создания спектакля и самодеятельного коллектива, и режиссёру важно видеть перспективу работы, её дальнюю общественную и художественную цель, в зависимости от которой определяются задачи очередной репетиции. В то же время участники предстоящей репетиции ждут от режиссёра активного отклика на события и проблемы, сегодня волнующие общество, коллектив театра. Они ждут новой, увлекательной художественной задачи, ответа на вопросы, возникшие на предыдущей репетиции. Определяя сценические и воспитательные задачи предстоящей репетиции, режиссёру нужно учитывать:

-  опыт прошлой репетиции (вопросы, противоречия, проблемы, которые она обнаружила);

-  события общественной жизни, происшедшие в мире, в нашей стране, в городе и требующие гражданского отклика; события культурной жизни, искусства, театра;

-  общественные задания коллективу от Дворца культуры, клуба, общественных организаций, предприятия, города;

-  проблемы внутренней жизни коллектива.

Во всем этом многообразии жизненных обстоятельств нужно выбрать те факты и проблемы, которые требуют активного отношения коллектива, его ответных действий. Следующий вопрос, который ставит перед собой режиссёр, - как связать эти главные жизненные факты с постановкой спектакля, сценическими задачами репетиции.

Ответ на этот вопрос и будет ЗАМЫСЛОМ РЕПЕТИЦИИ, где прежде всего важно определить для себя первый режиссерский ход, с чего начать. Как сразу заинтересовать всех, вызвать активный отклик? В рождении предварительного замысла репетиции важное значение имеет личное отношение режиссера к событиям, происходящим в окружающей жизни, его личная потребность передать воспитанникам свою оценку взволновавшего жизненного факта, актуальной проблемы. Активность репетиционного замысла зависит прежде всего от жизненной активности самого режиссера, от его участия в театральной и общественной жизни. Реальная жизненная ситуация репетиции далеко не всегда совпадает с предположениями режиссера. Он не может знать всех фактов производственной и личной жизни участников, которые влияют на их отношение к общей работе. Первый показатель состояния коллектива -явка участников на репетицию. Кто не пришел сегодня? По каким причинам? Кто опаздывает? Кто не готов к репетиции?.. При встрече режиссера с участниками выясняются УСЛОВИЯ сегодняшней репетиции, т.е. идет ПРИСТРОЙКА режиссера к состоянию коллектива, к реальной обстановке, к жизненной ситуации репетиции, которая может изменить первоначальный замысел. Что же такое - ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ РЕПЕТИЦИИ? Эта ситуация • порождается, как правило, противоречием, возникшим между общественными, художественными задачами театра и состоянием коллектива, отношением его участников к общему делу. В многообразии жизненных ситуаций мы можем выделить условно три основных вида:

1.ОБЩЕСТВЕННАЯ СИТУАЦИЯ. Противоречие возникает между общественной потребностью и готовностью участников коллектива выполнить общественное задание. Общественную ситуацию создают события, которыми живет сегодняшний мир, страна, город, село, производственный коллектив. Это все, что волнует людей в окружающей жизни, ждет от них ответа, отклика, решения, активного поступка. В этом многообразии жизненных проблем нужно особо выделить те факты, те жизненные события и конкретные общественные дела, которые необходимо выполнить самодеятельному коллективу. Например, необходимость участия в городском или клубном общественном мероприятии, выезд на гастроли, выступление на агитплощадке и т.д.

СИТУАЦИЯ ТЕАТРА. Противоречия возникают во внутренней жизни коллектива. Они могут быть вызваны отношением участников к гражданским, к этическим принципам коллективного самодеятельного творчества, к решениям общественного Совета театра, взаимоотношениями режиссера и коллектива, несоответствием уровня творческого процесса потребностям его участников, художественных задач и творческих возможностей и т.д.

3. СИТУАЦИЯ ЛИЧНОСТИ - противоречия между личными стремлениями и интересами общего театрального дела. Они вызываются отношением личности к событиям общественной жизни, своего производственного коллектива, к событиям своей жизни, личным отношением к уровню творческой работы, к своей роли в ней, отношением к режиссеру, к отдельным участникам коллектива, к установленным нормам творческой дисциплины и этики.

Исходное событие репетиции

Так же, как при анализе пьесы, мы должны найти исходное событие репетиции, чтобы построить дальнейший ее ход. В период пристройки режиссеру нужно определить, какая из создавшихся ситуаций затрагивает интересы всех, от какого жизненного события сегодня больше всего зависит осуществление сценической задачи репетиции. Этот жизненный факт станет ИСХОДНЫМ СОБЫТИЕМ РЕПЕТИЦИИ. Оно может нести в себе положительный творческий заряд или быть препятствием для нормальной репетиционной работы.

ИСХОДНОЕ СОБЫТИЕ - это факт жизни общества, внутренней жизни коллектива или отдельной личности, который затрагивает интересы всех участников, интересы общего театрального дела и требует их коллективного действия.

Выбор исходного события зависит от режиссера, но в момент режиссерского обострения исходного события оно становится событием для всех. Но это еще не всё. Репетиция должна иметь завязку, репетиционное событие, композицию и т.д.

Первое режиссерское задание сталкивает жизненный факт с сегодняшней сценической и общественной задачей коллектива. Оно переводит исходную ситуацию репетиции в открытый репетиционный конфликт и требует от каждого участника репетиции выражения своего отношения к жизненному событию необходимым театральным действием. Ответное действие коллектива создает ЗАВЯЗКУ РЕПЕТИЦИИ. Здесь возникает новая репетиционная ситуация. В жизнь коллектива входят события сценического действия пьесы, авторская тема. Задача режиссера - в процессе работы над спектаклем, вместе с коллективом театра, искать сегодняшние связи между ситуацией сценического действия и жизненными событиями, волнующими коллектив, раскрывать авторскую тему с точки зрения сегодняшних < актуальных общественных и нравственных проблем. Каждая репетиция неповторима. Невозможно определить заранее все репетиционные ситуации и режиссёрские действия, которые возникают в творческом процессе создания спектакля. Мы выделяем только основные, общие моменты репетиционного действия.

Таким общим признаком первого периода репетиции становится ПОИСК «ГОРЯЧЕЙ ТОЧКИ», встречи жизненного факта, волнующего всех, со сценическим действием пьесы.

В моей практике был такой случай: наш театр - Пермский народный театр молодежи - готовился отметить свое двадцатипятилетие. Репетировалась композиция «О времени и о себе», включающая сцены из спектаклей разных лет, в том числе сцену заседания Совета из пьесы Биль-Белоцерковского «Шторм». Все это происходило в такой общественной ситуации: юбилей народного театра решено отметить как событие областного значения. В сцене из «Шторма» по решению Совета театра были заняты представители разных поколений участников коллектива. Театру было важно утвердить единство своей гражданской позиции.

Ситуация коллектива была сложной: участники прежних спектаклей ослабили или потеряли связи с театром, вместо них сцену репетировали молодые, неопытные исполнители, которые еще не достигли необходимого для ответственного показа сценического уровня. Ситуация генеральной репетиции была напряженной. Двое основных исполнителей по уважительной причине не явились на репетицию. Режиссёр, обостряя ситуацию, предложил сцену снять. Участники репетиции протестуют, эта сцена необходима в композиции, сыграть её -дело чести театра. Режиссёр произвёл перераспределение ролей, кто-то получил роль впервые (завязка репетиции). Общественное действие коллектива переходит в действие сценическое, успех которого зависит от нравственной готовности участников максимально мобилизовать себя, сделать возможное, чтобы сцена была сыграна ДОСТОЙНО. Заседание Уездного Совета обсуждает меры борьбы с эпидемией тифа. Старый доктор признаётся в своём бессилии перед ней, предрекает «гибель всей нации».

Поднимается с места председатель заседания: «Я, товарищи, не в силах один нести ответственность за благополучие города, если вы, члены совета, не возьмёте эту ответственность на себя...» Режиссёр останавливает действие и сосредоточивает внимание всех на этой реплике: «Нужно сыграть не страх перед эпидемией, а боязнь личной ответственности, вот о чем эта сцена. Кто же возьмет ответственность за город?.. Вспомните, что происходит в нашем коллективе сегодня. Вы тоже несете личную ответственность за театр, вам нужно победить начинающуюся эпидемию потребительства, защитить честь театра перед городом, областью. Дело рискованное, можем завтра и провалиться, если вы не возьмёте ответственность на себя». Теперь уже не желание «хорошо сыграть», а новое ощущение событий захватило всех, стало интересно заново узнавать знакомую пьесу, каждый исполнитель искал в поведении своего героя отношение к ответственности за общее дело и неизбежно задавал этот вопрос самому себе. ПРОИЗОШЛО ЦЕНТРАЛЬНОЕ РЕПЕТИЦИОННОЕ СОБЫТИЕ - сценическое действие, ситуация пьесы вызвала новое жизненное действие, нравственную оценку своего отношения к коллективу.

С этой критической точки поворота репетиционного действия к личности участников начался ВТОРОЙ ПЕРИОД РЕПЕТИЦИОННОГО ДЕЙСТВИЯ - ПУТЬ К ГЛАВНОМУ СОБЫТИЮ. Сейчас сценическое действие участников было направлено уже к активному ВЫРАЖЕНИЮ своего чувства ответственности за театр. Режиссёр стремился расширить это личное восприятие авторской темы, связать ее с событиями, происходящими за стенами театра, в трудовых коллективах, где сегодня повышение личной ответственности стало ключевым вопросом выполнения всенародных задач, с тревожными событиями международной обстановки, когда особенно возросла мера личной ответственности каждого за сохранение мира. Кто-то нашел сегодняшнюю газету, кто-то вспомнил о рабочем собрании в своем цехе... Личное чувство ответственности проверяется в любом деле, и в том, как дальше пойдет репетиция...

И вот зазвучали слова Председателя укома о цивилизованных бандитах, грабителях народов. «Давно ли эти господа на весь мир кричали, да и сейчас кричат, что наше дело дрянь! Все равно, опускайся, кум, на дно! А мы говорим - нет! Чёрта с два! Не будет этого! Мы задушим тиф и его союзников!..» Всех поразила убеждённая самоотдача, с которой произнес эти слова исполнитель главной роли, мастер цеха Алексей Шершнев, передалось его чувство неразрывной связи своего сегодняшнего поступка с тем,

чего требуют события, происходящие в мире, а вместе с тем, открылась удивительная злободневность, сиюминутность авторского слова, которое через полвека было прямо обращено к каждому участнику репетиции, к будущим нашим зрителям.

... В финале все поют «Интернационал». Слова «Это есть наш последний и решительный бой» прозвучали без излишнего пафоса, тихо, но абсолютно слитно, как клятва верности общему делу. Произошло главное событие репетиции. Ее участники совершили нравственный, общественный поступок, и их действие слилось с поступком героев пьесы, с главным событием сцены. Режиссер не стал повторять сцену, хотя многое в ней требовало доработки. Главное было сделано. Каждый пережил личное отношение к теме. «Завтра – наш главный жизненный экзамен, пусть каждый возьмет ответственость на себя!»

Это был РЕЖИССЁРСКИЙ ЗАРЯД ПОСЛЕДСТВИЯ, заряд будущего спектакля, который действительно стал событием в жизни театра. Отсюда выводится и еще одно понятие: репетиционное событие. РЕПЕТИЦИОННОЕ СОБЫТИЕ - это жизненный факт, случившийся в результате художественного действия репетиции и повлиявший на духовный мир ее участников. Главное   репетиционное  событие  -  это  одновременно  факт художественный и жизненный, это открытие нового в пьесе, в авторской

теме. Оно происходит в зоне художественного действия театра, но является результатом общественного и нравственного поступка участников репетиции и открывает новые человеческие и творческие возможности всего коллектива и отдельной личности. Новые жизненные обстоятельства продиктуют новый путь к пьесе, но яркий след добытого своими усилиями   творческого озарения остаётся надолго. Ради этих , счастливых моментов люди стремятся на репетицию. Каждое репетиционное открытие неповторимо, оно может произойти голько в данной художественно-жизненной ситуации, в сиюминутном единстве поэтического и жизненного события. не каждая репетиция дарит праздник общего открытия. Репетиционные , события бывают разных масштабов и не всегда они затрагивают всех участников. На репетиции происходят и личные, невысказанные всем открытия нового в театральном искусстве и в жизни, которые активно злияют на духовный мир  человека.

Режиссерская композиция репетиционного действия

Нам кажется, что для самодеятельного театра должен быть характерен способ открытой режиссуры, где режиссер, организуя репетицию, открывает участникам приемы, которыми он на них воздействует. Открытая режиссура вызывается потребностями коллективного самодеятельного творчества, где каждый участник выполняет определенную порученную ему работу (актерскую, техническую, организационную) и в то же время стремится быть соавтором режиссёрского решения спектакля, его художественного целого. •частников репетиции интересует сам механизм организации .театрального творчества. Соавторство коллектива ни в коей мере не вменяет ведущей роли режиссера, самостоятельности его личного самовыражения как художника. Включение жизненного опыта участников, коллективная проверка своих замыслов необходимы режиссеру для того, чтобы выразить в сценических решениях духовные, человеческие особенности коллектива, его отношение к жизни, к автору. Только в

коллективном творчестве режиссер может создать самобытное произведение самодеятельного театрального искусства.

Открытое   режиссерское  действие   превращает   репетицию   в своеобразный импровизированный «спектакль», где сквозным действием становится сам процесс создания спектакля, а главным действующим лицом - режиссер. Режиссер включает в репетиционный конфликт отдельных участников репетиции или группы, которые на определенный момент становятся «действующими лицами» репетиционного спектакля, а остальные находятся в роли активных зрителей, готовых включиться репетиционное действие по требованию режиссера или по собствен:: инициативе. Каждое такое включение имеет завязку, законченное развитие действия, свой характер конфликта. Включая в репетиции жизненный опыт участников и сталкивая их отношение к события происходящим на производстве, в стране, в мире, с теми проблемами, которые поднимает пьеса, режиссер вызывает общественное действие Нравственное действие режиссера пробуждает личное отношение к роли и авторской теме. На репетиции нередко бывают моменты, когда под видом творческого спора скрываются потребительские мотивы (желание показать себя, выяснить личные взаимоотношения и т.д.). Обостряя конфликт потребительских интересов с интересами общего дела, режиссер стремится превратить потребительскую ситуацию в  творческую, подчинить её выражению поэтического мира пьесы, нравственных идеалов автора. Весь ход репетиционного, жизненного «спектакля» связан с созданием спектакля театрального, т.е. художественным действием, выполнением сценической задачи. РЕПЕТИЦИОННЫЙ «СПЕКТАКЛЬ» - законченное режиссерское действие, он имеет жизненную завязку, цепь действенных эпизодов, центральное и главное событие; действие его развивается импровизационно. Режиссер здесь сам создает репетиционные ситуации и действует в зависимости от них. Он должен чутко ощущать, как складывается репетиция сегодня и выстраивать её ЖИЗНЕННУЮ КОМПОЗИЦИЮ в соответствии с нужной сценической и общественной задачей.

Но все это имеет смысл только тогда, когда в основе лежит серьёзная творческая работа над спектаклем, над пьесой. И здесь, на наш взгляд, имеются свои особенности, связанные со спецификой работы самодеятельного театра. Одной из таких особенностей является место и роль автора, а также драматургического материала в становлении коллектива. Если в профессиональном театре обращение к тому или иному драматургу ставит, в основном, задачи художественные, то в самодеятельном театре каждый автор становится активным строителем данного театра, коллектива, личности. Поэтому мы не можем обращаться к посредственной драматургии, нам важны личность автора, масштаб и глубина его размышлений о жизни.

 

 

Литература: Л.И. Футлик «Воспитание творчеством»

Hosted by uCoz